Дизайн-инновации в цифровых продуктах представляют из себя новый способ решения задачи пользователя. “Новый”—значит более быстрый и эффективный в сравнении с текущим способом решения задачи. Это—переопределение “работы” пользователя (по JTBD, о составляющих писал в отдельной статье вот здесь). Чуть ниже разберем примеры такого переопределения работ и весь процесс UX-проектирования новых инновационных продуктов.
Важно не путать инновации с изобретениями. О том, в чем разница между инновациями и и изобретениями, я писал в своем telegram-канале, вот в этом сообщении.
Структура проработки атрибута
Чтобы понять, какую функциональность включить в продукт, глобально, я придерживаюсь следующей последовательности шагов.
Проведение исследования.
Самый эффективный способ исследования—проведение серии глубинных интервью. Данные и инсайты можно собрать как живым способом—через общение с реальными респондентами, так и синтетическим—с помощью chatGPT.
Анализ и структуризация.
По итогу исследования у нас получится большое количество “сырого” материала, который необходимо будет проанализировать и структурировать. Анализ и структуризация проводится с помощью переменных JTBD: сперва мы определяем Key Job Story, затем разбиваем ее на составляющие—Desired Outcomes. Эти переменные используются для генерации идей и составления решения. Вся информация фиксируется на User Discovery Map (UDM).
Составление продуктового решения.
Первым делом нам необходимо проанализировать функциональный гэп—какие из найденных ранее Desired Outcomes хорошо удовлетворены конкурентами, а какие—остаются незакрытыми. Далее, логичный этап—генерация решений для найденных Desired Outcomes посредством брейншторминга. Тут подключается вся команда, потому что нужно понимать технические, финансовые, юридические (и так далее) возможности и ограничения. На этом же этапе проводится приоритизация составленных идей—по RICE, Impact vs. Effort или просто черед dot voting.
Детализация продуктового решения.
Постфактум проведения брейншторминга, у нас получается набор идей, которые необходимо детализировать. Детализация проходит в несколько этапов: сперва мы составляем карту сценариев, далее—карту экранов, далее—Feature Outcomes Map. Последняя—FOM—представляет из себя путь, который будет проходить пользователь для каждой функции в продукте, с описанием того, чего хочет пользователь достичь на каждом из этапов. Описание проводится с помощью Feature Outcomes. Это—потребности пользователя, которые возникают в ходе использования продукта.
Создание high-fidelity прототипов.
После детализации каждой из функций, можно приступать к созданию прототипов. Для этого, каждый из составленных ранее экранов заполняется необходимыми функциональными дизайн-паттернами в соответствии с когнитивными UX-паттернами и HCI (Human-Computer Interaction)-принципами. Эти прототипы выносятся на концептуальное тестирование для изучения того, насколько созданная нами функциональность полноценно решает задачу пользователя.
Изучение того, какую функциональность включать в продукте, происходит на начальных этапах проработки в условиях высокой неопределенности—когда непонятно, что делать:
На этапе, когда продукт только запускается и нет достаточной информации о том, какую функциональность реализовать для создания MVP.
На этапе, когда нужно улучшить запущенный продукт, но нет конкретного понимания, какую функциональность добавить.
Давайте подробнее разберем весь процесс.
Проведение исследования
Чтобы собрать информацию для составления функциональности, проводим исследование. Можно провести серию живых интервью, а можно—серию синтетических. Второй вариант сложнее технически, но, если приноровиться и подобрать хорошие промпты, можно получить хорошее количество инсайтов.
Чтобы провести интервью, следует придерживаться следующей последовательности действий:
Определить сегмент и роль
Зафиксировать главную задачу пользователя
Определить области для фокусировки
Составить сценарий интервью
Провести рекрутинг аудитории
Провести интервью
Определяем сегмент и роль
Один из самых первых и значимых шагов в исследовании—это определение целевой аудитории продукта. Процесс выглядит так: сперва мы определяем сегменты пользователей, а затем—пользовательские роли. С последними мы и будем проводить глубинные интервью.
Сегменты пользователей:
крупные группы пользователей с общими характеристиками (например, люди, следящие за питанием).
Пользовательские роли:
более узкие группы внутри сегментов, с более специфическими характеристиками или потребностями (например, “люди с ограничениями в диете по причине диабета I типа”, “люди с ограничениями в диете по причине диабета II типа”, “люди, набирающие мышечную массу”, “худеющие люди” и так далее).
Если мы делаем приложение по отслеживанию питания, то сегменты и роли могут быть следующими:
Если сегментов и ролей в продукте несколько, то для каждого из них проводится отдельное исследование.
Фиксируем главную задачу пользователя
На этом этапе необходимо зафиксировать, какую задачу мы будем исследовать, и для какой задачи пользователя мы будем строить продукт. Как правило, этому предшествует выбор сегментов и роли, и главную исследуемую задачу стоит фиксировать в виде North Star для всей команды, и эта же задача служит ориентиром при составлении вопросов для интервью.
Например, если мы фокусируемся на сегменте спортсменов-любителей, задачи могут быть следующие:
Как сейчас спортсмены-любители, набирающие мышечную массу, отслеживают питание.
Как сейчас спортсмены-любители, набирающие мышечную массу, отслеживают прием добавок и фармакологии.
Как сейчас спортсмены-любители, набирающие мышечную массу, отслеживают тренировочный прогресс.
Для каждой задачи проводится свое, отдельное исследование.
Определяем области для фокусировки
При проведении интервью важно придерживаться четкой структуры и последовательности вопросов, иначе оно превратится в неконтролируемый поток информации и сильно усложнит процесс анализа. Для этого необходимо знать 2 вещи:
Любая задача пользователя состоит из базовых шагов—подготовки, выполнения задачи и ее завершения.
В зависимости от сложности задачи, могут встраиваться дополнительные шаги, такие, как определение цели, проверка данных, отслеживание и внесение изменений.
Эти области задают структуру интервью.
Базовые шаги
В любой задаче, за которую берутся пользователи, всегда есть определенный линейный процесс, через который они проходят. Независимо от сложности или специфики задачи, последовательность базовых действий остается одинаковой:
Подготовка (Prepare)
На этапе подготовки пользователь собирает все необходимые данные, ресурсы и инструменты для выполнения задачи. Пользователь планирует свои действия, организовывает информацию и готовится к следующему шагу.
Выполнение задачи (Execute)
Этап выполнения задачи—это активная фаза, когда задача непосредственно выполняется. Это могут быть любые действия пользователя, которые направлены на достижение результата, будь то заполнение формы, выполнение физической задачи или обработка данных.
Завершение задачи (Conclude)
Завершение задачи—это финальная фаза, на которой работа над задачей завершается, результат фиксируется, и процесс официально считается завершённым. Это может быть отправка отчёта, сохранение результата или завершение взаимодействия с системой.
Дополнительные шаги
Между этими этапами, в зависимости от контекста, специфики и сложности задачи, могут встраиваться дополнительные шаги, такие, как:
Определение цели (Define)
Этот шаг добавляется, если пользователю важно заранее установить измеримую цель задачи и она связана с достижением какого-то конкретного результата (например, набрать 5 килограмм мышечной массы за 6 месяцев, или выучить 400 выражений на английском перед подготовкой к сдаче международного экзамена). Идет после этапа “Подготовка (Prepare)”.
Подтверждение данных (Confirm)
Этот шаг добавляется, когда требуется проверить правильность или полноту данных перед началом выполнения задачи. Он особенно важен в тех случаях, когда ошибки могут привести к проблемам или непредсказуемым результатам. Например, в Anti-money Laundering Control Panel подтверждение данных может включать проверку правильности заполнения информации о транзакциях перед отправкой отчета в финмониторинг. Идет после этапа “Подготовка (Prepare)” и перед этапом “Выполнение задачи (Execute)”.
Мониторинг (Monitor)
Этот шаг важен для задач, где требуется отслеживание промежуточных результатов или процесса. Он используется в длительных процессах или там, где важно следить за прогрессом на протяжении выполнения задачи. Например, в приложении по отслеживанию питания для набора мышечной массы важно мониторить вес и состав тела на протяжении всего цикла. Идет после этапа “Выполнение задачи (Execute)”.
Корректировка (Modify)
Этот шаг необходим, если процесс выполнения задачи требует гибкости и может потребовать изменений в ходе выполнения. Он помогает внести изменения в план или действия, если промежуточные результаты не соответствуют ожиданиям. Например, в приложении по отслеживанию питания для набора мышечной массы можно корректировать план потребления калорий и макронутриентов в зависимости от прогресса пользователя. Идет после этапа “Выполнение задачи (Execute)” и перед этапом “Завершение задачи (Conclude)”.
Наша задача состоит не в том, чтобы просто выяснить, как пользователь выполняет задачу—это было бы всего лишь описание их действий и используемых инструментов. Важно понять, чего пользователь пытается достичь на каждом этапе и при каких условиях он переходит от одного шага к другому, чтобы задача была успешно завершена с его точки зрения.
Для каждого из шагов разрабатывается свой набор вопросов.
Типы инсайтов
Во время изучения опыта пользователя на каждом из шагов, которые мы обсудили выше, следует обращать внимание на 2 типа инсайтов:
Понятные потребности.
Скрытые возможности.
Понятные потребности
Это—тип инсайта, при котором пользователи самостоятельно озвучивают потребности в том, чтобы их задача была решена более простым способом.
Например, у всех банковских приложений есть переводы по номеру телефона, а у нашего—нет. По каким-то причинам пользователи знают о существовании более комфортного способа решения их задачи, и озвучивают его вам. Такие потребности стоит брать в проработку в первую очередь.
Скрытые возможности
Это—тип инсайта, при котором пользователи привыкли к решению задач определенным образом, но, при анализе, мы понимаем, что они тратят на это n шагов, а мы, с помощью нашего продукта, можем решить это в 2, 3, 5 раз быстрее.
Например, раньше, чтобы перенести данные с телефона на компьютер, нужно было использовать мессенджеры, облачные сервисы, провода для подключения к компьютеру и прочее. Для многих это был привычный процесс ввиду отсутствия альтернатив.
Сейчас, на iOS достаточно скопировать файл и через cmd+V вставить его на macOS. Количество шагов для решения задачи сократилось в кратном количестве.
Самое сложное—придумать способ, при котором эта задача пользователя действительно будет решена более простым, дешевым или быстрым способом. Но через обработку такого типа инсайтов рождаются инновационые решения и идеи.
Составляем сценарий для интервью
У сценария интервью есть 4 основные части:
Вступление
Скрининг
Основная часть
Завершение
Вступление
Прежде чем начать интервью, нужно выстроить доверительные отношения с респондентом и показать ему, что с вами можно безопасно общаться. Вы для него—незнакомая личность, и, скорее всего, респондент никогда не принимал участия в исследованиях. Поэтому важно человеку рассказать, что вы от него хотите и что его ждет.
Скрининг
Скрининговые вопросы—это важный этап подготовки к глубинному интервью, который обеспечивает релевантность данных и эффективность всего исследования в целом. Если респондент пришел на интервью, но у него будет отсутствовать нужный опыт, мы не получим никакой нерелевантной информации и потеряем время.
Чтобы избежать таких ситуаций, перед тем как начать детально разбирать опыт респондента, необходимо уточнить, обладает ли он нужным опытом. Это можно сделать с помощью следующих двух вопросов:
Уточнить, есть ли у пользователя опыт.
Этот вопрос помогает понять, сталкивался ли респондент с решением той задачи, которую вы исследуете. Например:
“Отслеживаете ли вы питание для набора мышечной массы?”
Уточнить, когда последний раз пользователь решал эту задачу.
Этот вопрос позволяет оценить актуальность и свежесть опыта респондента. Например:
“Когда в последний раз вы отслеживали питание?”
Эти вопросы помогают быстро и эффективно определить релевантность респондента для текущего исследования. В случае, если у респондента отсутствует необходимый опыт, важно корректно завершить интервью. Вот как это можно сделать:
Извинитесь за дискоммуникацию.
"Спасибо вам за готовность помочь. К сожалению, нам нужно более детально исследовать опыт в другой области. Извините за возможные неудобства."
Сохраните контакт для будущих исследований.
"Мы могли бы обратиться к вам в будущем для участия в других исследованиях, если вы не против. Ваш опыт может оказаться очень полезным для других функций в нашем продукте."
Этот подход не только сохраняет профессиональные отношения, но и оставляет у респондента положительное впечатление, что может быть полезно для будущих исследований.
Основная часть
Следует начинать с простых вопросов, чтобы постепенно подводить пользователя к глубинным воспоминаниям об опыте решения задач. Начать интервью можно со следующего вопроса:
Расскажите, как вы сейчас решаете задачу X?
Например, “Расскажите, как у вас сейчас строится процесс отслеживания питания для набора мышечной массы—с чего все начинается и чем заканчивается?”.
После этого следует переходить к более сложным вопросам. Для базовых шагов, которые мы обсудили ранее, это могут быть следующие вопросы:
Подготовка к задаче (Prepare)
Расскажите, как вы планируете достижение своих целей? Как вы формируете стратегию или план того, что вы будете делать?
Какую информацию вы обычно собираете перед началом работы над задачей или достижением целей?
Почему эта информация важна для вас? Какие задачи вы пытаетесь решить с её помощью?
Как вы организовываете и фиксируете эту информацию перед началом работы? Используете ли вы для этого какие-то инструменты?
С какими трудностями вы сталкиваетесь при сборе информации перед началом работы над задачей? Почему это проблемы для вас?
Пробовали ли вы как-то решить эти проблемы? Если да, то как?
Выполнение задачи (Execution)
Как вы приступаете к выполнению своего плана или стратегии? Какие практические шаги вы делаете после этапа подготовки?
С какими трудностями вы сталкиваетесь при непосредственном выполнении задачи? Почему это проблемы для вас?
Пробовали ли вы как-то решить эти проблемы? Если да, то как?
Завершение задачи (Conclude)
Какие шаги вы предпринимаете, чтобы довести задачу до логичного завершения? Что для вас значит завершенная задача?
Как вы анализируете достигнутые результаты по завершению задачи? Какие выводы вы делаете, оценивая успехи или неудачи?
Как вы фиксируете достигнутые результаты? Используете ли вы какие-то инструменты для этого?
Как вы готовитесь к следующему этапу после завершения текущего? Какие шаги вы планируете делать дальше?
Для дополнительных шагов вопросы составляются по такому же принципу. Основная цель—узнать у пользователя следующую информацию:
Как пользователи сейчас решают задачу Х?
Почему для них это важно?
С какими сложностями они сталкиваются в процессе решения?
Почему для них эти сложности являются проблемой?
Как эти проблемы сейчас решаются?
Полученную информацию мы будем использовать для создания User Discovery Map.
Завершение
Люди любят быть полезными. Даже если интервью прошло не совсем эффективно, я всегда благодарю респондентов за участие и подсвечиваю, что обнаружил для себя много интересных инсайтов. Мне это ничего не стоит, а люди всегда от этого начинают светиться. Более того, это устанавливает доверительный контакт: в этот раз не получилось, но, возможно, в следующем исследовании этот респондент раскроется так, как никто другой. Поэтому важно сохранять с респондентами теплые отношения.
Также я всегда уточняю, можно ли приглашать респондента на другие сессии. Я еще не слышал ответа “нет”, но считаю это хорошей этикой. Например:
У меня закончились вопросы, и наше время подходит к концу. За эту сессию получилось собрать довольно-таки много полезных инсайтов, спасибо вам за уделенное время!
Хотел узнать, могу ли я звать вас на последующие сессии, чтобы так же общаться?
Остались ли у вас какие-то вопросы ко мне?
Спасибо вам еще раз, на этом я прощаюсь и желаю вам хорошего дня!
Проводим рекрутинг аудитории
Количество участников
Для одной роли достаточно набирать от 5 до 8 участников. Исследования показывают, что с помощью глубинных интервью можно выявить основные проблемы и паттерны поведения уже на первых 5-6 интервью. Дополнительные интервью позволяют подтвердить эти находки и выявить редкие проблемы, но значительный прирост новой информации обычно замедляется после первых 8-10 интервью. Таким образом, 5-8 респондентов—это оптимальное количество для большинства UX-исследований.
Методы поиска участников
Внутренние пользователи
Если продукт запущен или вы работаете в холдинге, в котором запускается новый продукт, использование текущих клиентов для интервью позволяет получить инсайты от уже вовлеченных пользователей.
Им можно сделать email-рассылку с предложением участия в исследовании.
Друзья и знакомые
Чаще всего, поиск респондентов для только запускающихся продуктов происходит через друзей, в частности—социальные сети.
Объявления в постах/stories в социальных сетях.
Сообщения о поиске в профильных telegram-чатах.
Прямой контакт с незнакомыми людьми
Прямой контакт с комментаторами к постам в в социальных сетях.
Прямой контакт с потенциальными пользователями в “естественной среде обитания”: тренажерные залы, учебные заведения, выставки, форумы, конференции.
Объявления
Размещение запросов на досках объявлений, таких, как Avito, profi.ru, юла и прочие.
Хорошо с этой задачей справляется и AI (chatGPT или DeepSeek). Попросите его сгенерировать разные источники поиска респондентов, а затем начинайте сам поиск нужных вам людей.
Для упрощения работы используйте следующий prompt
Я разрабатываю [вставьте название вашего продукта; например, приложение по отслеживанию питания для людей, которые хотят набрать мышечную массу] в [укажите географию продукта, например России]. Мне нужно провести глубинные интервью с потенциальными пользователями. Составь мне список из всех возможных каналов, где я могу найти респондентов. Приводи конкретные примеры, источники и ссылки, где можно найти респондентов.
Проводим интервью
На этом этапе мы проводим интервью в соответствии с составленным ранее сценарием, изучая те области пользовательского опыта, которые мы определили. Я фиксирую интервью на диктофон или делаю запись экрана, чтобы в дальнейшем их можно было в спокойном режиме их проанализировать.
Анализ и структуризация
На этом этапе задача—структурировать всю найденную информацию в виде понятных утверждений (стейтментов). Для этого используем структуру из базовых и дополнительных шагов, которую мы определили ранее. Придерживаемся следующей последовательности действий:
Определить Key Job Story
Проанализировать понятные потребности и сформулировать Desired Outcomes
Проанализировать скрытые возможности и сформулировать Desired Outcomes
Сформировать структуру User Discovery Map
Внести на UOM-карту Desired Outcomes
Определяем Key Job Story
Первым делом на интервью мы спрашивали, зачем пользователю вообще решать ту задачу, которую мы исследуем. В ответе пользователя содержится утверждение (стейтмент), которое следует сформулировать в виде KeyJob Story. Она будет служить как north star для продукта и всей команды—при разработке решений мы будем сверяться: те функции, которые мы разрабатываем, делают ли процесс решения этой Key Job Story быстрее, проще или дешевле?
Key Job Story состоит из 3 переменных:
Ситуация (Situation).
Что делает пользователь, когда у него появляется JTBD (работа, которую нужно выполнить)? В каком контексте он находится, какую должностную или бытовую обязанность выполняет, которая побуждает его к действию?
Действие (Action).
Что хочет сделать пользователь в контексте вышеописанной ситуации? Какие цели перед ним стоят?
Польза (Benefit).
Преимущество или положительный результат, который ожидает пользователь от совершения действия. Почему для пользователя важно достичь целей, описанных в предыдущем пункте, “чтобы что”? Что пользователь получит в итоге, чего добьётся или чего избежит?
Key Job Story
Когда я отслеживаю питание для набора мышечной массы, я хочу вовремя и правильно реагировать на изменения своей физической формы, чтобы достичь максимально высокого результата, на который способно моё тело.
Анализируем понятные потребности
Это—тип инсайта, при котором пользователи самостоятельно озвучивают потребности в том, чтобы их задача была решена более простым способом.
Например, мы работаем над приложением по отслеживанию питания спортсменами-любителями, которые набирают мышечную массу. При изучении постановки целей, мы спросили у пользователей, с какими проблемами они сталкиваются, и получили следующий ответ:
Нам необходимо сформулировать эту потребность в утверждение, используя формулу Desired Outcome:
Показатель эффективности (Performance Metric)
Время или вероятность какого-то исхода. Показателей эффективности (perfomance metric) существует две, и они используются для измерения успеха при удовлетворении потребностей пользователями на каждом из этапов решения задачи (Job Story):
минимизации времени на выполнение задачи;
минимизации вероятности негативного исхода.
Контекстуальный уточнитель (Contextual Clarifier)
Переменная, которая определяет условия, контекст или критерии, при которых происходит решение задачи.
В результате Desired Outcome строится по формуле:
Формула Desired Outcomes
Минимизировать [время/вероятность ошибки] при [конкретном действии в контексте задачи].
Исходя из данных, которые нам ваше сказал пользователь, формулируем Desired Outcome:
Desired Outcome
Минимизировать вероятность того, что я неверно оценю, сколько мышечной массы я могу набрать за конкретный промежуток времени.
Другой пример. На этапе выполнения задачи (Execute) пользователь озвучил следующую проблему:
Нам необходимо сформулировать эту потребность в утверждение, используя формулу Desired Outcome:
Desired Outcome
Минимизировать время, затраченное на запись и взвешивание каждого ингредиента.
Еще один пример. На этапе отслеживания прогресса задачи (Monitor) пользователь озвучил следующую проблему:
Нам необходимо сформулировать эту потребность в утверждение, используя формулу Desired Outcome:
Desired Outcome
Минимизировать вероятность того, что я неверно скорректирую стратегию из-за колебаний в весе и объемах тела (например, из-за задержки жидкости в организме).
Анализируем скрытые возможности
Это—тип инсайта, при котором пользователи привыкли к решению задач определенным образом, но, при анализе, мы понимаем, что они тратят на это n шагов, а мы, с помощью нашего продукта, можем решить это в 2, 3, 5 раз быстрее.
Например, мы уточняем у пользователя процесс того, как он выполняет этап подготовки к задаче (Prepare). Он озвучивает следующую последовательность действий на одном из шагов:
Мы видим здесь скрытую возможность: пользователь самостоятельно рассчитывает калорийность и макронутриенты, а мы можем сделать так, что приложение будет делать расчеты за него, на основе введенных данных. Эту же информацию можно будет скорректировать в приложении по мере изменения ключевых метрик (когда у пользователя изменяется вес, процент жира и другие параметры), и приложение будет автоматически пересчитывать и менять дневную калорийность и макронутриенты. Таким образом, мы снимем с пользователя нагрузку о необходимости самостоятельно высчитывать данные.
Нам необходимо сформулировать утверждения для данного инсайта, используя формулу Desired Outcome:
Desired Outcome 1
Минимизировать время, затраченное на расчет базового обмена веществ (BMR).
Desired Outcome 2
Минимизировать время, затраченное на определение уровня физической активности.
Desired Outcome 3
Минимизировать время, затраченное на расчет общей потребности в калориях (TDEE).
Desired Outcome 4
Минимизировать время, затраченное определение калорийного профицита.
Desired Outcome 5
Минимизировать вероятность того, что калорийный профицит будет посчитан неправильно.
Другой пример: мы видим, что пользователь делает несколько сложных шагов для того, чтобы внести продукты на этапе выполнения задачи (Execute).
Нам необходимо сформулировать утверждение для данного инсайта, используя формулу Desired Outcome:
Desired Outcome 1
Минимизировать время, затраченное на запись каждого приёма пищи.
Desired Outcome 2
Минимизировать время, затраченное на корректировку рациона в зависимости от активности (например, увеличить количество потребляемых углеводов в дни интенсивных тренировок для компенсации энергозатрат).
Инновацией здесь может быть решение, при котором пользователю вообще не придется вносить данные в приложение: например, после введенных данных (BMR, TDEE, вес, уровень жира и прочие параметры) приложение может автоматически составлять рацион с нужными продуктами. Это меню будет соответствовать задачам пользователя по набору массы: определенной ранее калорийности, с нужным профицитом и правильным соотношением БЖУ. Таким образом, мы сделаем этап выполнения задачи гораздо проще для пользователя — ему не придется вручную искать и вводить продукты.
Суть подхода заключается в том, чтобы каждый из описанных ранее шагов (например, Define, Prepare, Execute, Monitor и т.д.) сделать проще, быстрее и более эффективным. Основной вопрос, который нужно задавать на каждом этапе: "Как мы можем сократить количество действий и улучшить выполнение задачи на этом шаге?"
Формируем структуру User Discovery Map
Чтобы финализировать работу над этапом, необходимо выписать все потребности и распределить их между шагами, которые мы рассматривали ранее. Например, при работе над приложением для отслеживания питания спортсменами, которые хотят набрать мышечную массу, шаги будут следующие*:
*Детальная UDM-карта включает в себя этапы, шаги и подшаги. Это—достаточный уровень декомпозиции для того, чтобы искать глубинные инсайты. Подробное составление этой карты мы разбираем на курсе “Думать как пользователь”
Вносим на UDM-карту Desired Outcomes
В каждом из этих шагов указываем те Desired Outcomes, которые нам удалось найти и сформулировать.
Также, при анализе данных, мы можем обращать внимание на то, какие из потребностей стоит включать в MVP продукта, а какие—включать в развитие и рост продукта. Например, на этапе выполнения задачи (Execute) мы видим такую потребность:
Если пользователь находится в контексте, когда съесть запланированное не получается, ему нужен инструмент, который позволит заменять запланированные продукты питания альтернативными.
Эта потребность крупная и самостоятельная, поэтому я бы вынес ее в качестве отдельной Job Story и включил бы в развитие продукта:
Job Story
Когда я нахожусь в контексте, который не позволяет мне приготовить и употребить запланированное блюдо, я хочу знать, какие альтернативные продукты мне подойдут, чтобы выполнять норму по калорийности и макронутриентам и не набирать лишний жир.
Для этой потребности подойдет функция замены приемов питания, которая позволяет выбрать альтернативу таким образом, чтобы сохранилась и калорийность, и макронутриенты. А если пользователь выбирает блюдо из ресторана, то приложение может пересчитывать весь рацион таким образом, чтобы, учитывая это блюдо, сохранялась общая дневная норма калорий и макронутриентов.
Чтобы понять, выносить ли найденную потребность в виде дополнительной функции, и не включать ее в CORE-функциональность, стоит задать себе вопрос, “Сможет ли продукт функционировать без этой функции на этапе запуска?”. Если да—то можно отложить. Если нет—то стоит брать потребность в проработку, и формулировать набор Desired Outcomes, по принципу потребности с определением калорийности и макронутриентов.
Проводим конкурентный анализ
Конкурентный анализ необходим для того, чтобы понять гэп между той функциональностью, которая существует на рынке и теми потребностями, которые есть у пользователей. Анализируем в разрезе каждой из найденных Desired Outcome. Пример таблицы конкурентного анализа—ниже.
Проводим сессию брейншторминга
Существует большое количество механик для проведения брейншторминга и генерации идей (Brainstorming, SCAMPER, Crazy 8s и т.д.). Смысл простой: для каждой из найденных Desired Outcomes команда генерирует свое решение, а затем проводится приоритизация получившихся идей. Приоритизировать можно с помощью методов RICE, Impact & Effort, или обычным дот-воутингом после окончания сессии брейншторминга.
Детализация идей и решений
На этом этапе задача—финализировать те решения, которые мы составили и конвертировать их в тестируемые прототипы, учитывая все сценарии и корнер-кейсы. Придерживаемся следующей последовательности действий:
Составляем карту сценариев
Составляем карту экранов
Разрабатываем Feature Outcomes Map и наполняем ее Feature Outcomes
Наполняем экраны UI-компонентами
Составляем карту сценариев
Чтобы перейти к составлению прототипов и их тестированию, необходимо расписать детальную логику взаимодействия в виде flowcharts. Нужно это для того, чтобы при отрисовке финальных дизайн-макетов было больше пространства для проработки визуальной составляющей продукта, а сценарные ветки не отнимали ресурс на их продумывание. Таким образом, на каждом шаге получается свой набор фокусов, и внимание не распыляется на дополнительные вещи.
Для построения схемы используются легенды ниже. Предположим, что мы работаем над приложением для отслеживания питания спортсменами, которые набирают мышечную массу. Мы придумали решение, функцию—сканер штрих-кодов с помощью камеры телефона.
Оранжевый прямоугольник: Начало/Конец (Start/End)
Это—начальная и конечная точка процесса. Например, "Пользователь открывает приложение” для начала, и "Процесс завершен” для конца.
Синий прямоугольник: Действие пользователя (User Action)
Это—конкретное действие, выполняемое пользователем. Например, "Пользователь нажимает на кнопку сканера”.
Серый прямоугольник: Действие системы или отклик системы (System Action/System Response)
Это—действие, выполняемое системой, или отклик системы на действие пользователя. Например, "Система запрашивает доступ к камере”.
Зеленый ромб: Решение (Decision)
Это—точка, где нужно принять решение. Обычно имеет два или более исходов (например, да/нет). Например, "Доступ к камере дан?”.
Стрелки (Flows)
Серые стрелки: Промежуточные соединения (соединяют элементы между собой)
Зеленые стрелки: Положительные исходы решений (может быть несколько, исходят из ромба “решение”)
Красные стрелки: Отрицательные исходы решений (может быть несколько, исходят из ромба “решение”)
Составляем карту экранов
После того, как мы составили flowchart сценариев, нам необходимо преобразовать их в карту экранов, где каждый шаг отображается как отдельный экран или состояние приложения.
Этапы:
Определяем уникальные экраны
Выделяем ключевые шаги user flow, требующие отдельного экрана (сканер, разрешения, ошибки, результаты и т. д.).
Строим иерархию
Определяем связи между экранами, создаем логическую структуру.
Визуализируем
Оформляем карту экранов в Figma, связывая экраны стрелками для наглядности.
Каждое действие пользователя и реакция системы должны быть связаны с конкретным экраном.
Разрабатываем Feature Outcomes Map
Предположим, что мы работаем над приложением для отслеживания питания спортсменами, которые набирают мышечную массу. У нас есть Desired Outcome на этапе выполнения задачи (Execute):
Desired Outcome
Минимизировать время, затраченное на внесение продуктов своего ежедневного рациона.
Для этой DO мы придумали решение, функцию—сканер штрих-кодов с помощью камеры телефона. Прежде чем приступить к проработке сценариев этого решения, нам надо отобразить шаги, которые должен пройти пользователь, чтобы воспользоваться решением:
Далее, для каждого из шагов прописать Feature Outcomes и указать возможные решения для них. Feature Outcomes ничем не отличаются от Desired Outcomes, за исключением того, что в первом случае мы формировали потребности пользователя в жизни, а во втором—формулируем потребности при использовании решения, которое мы придумали.
Выбираем дизайн-паттерны
Ранее мы составляли карту экранов. Теперь нам необходимо выбрать, из каких паттернов будут состоять функции (чем будут наполнены экраны).
Для создания прототипов мы используем широко распространенные и универсальные паттерны. Если каких-то не хватает (например, паттерн сканирования штрих-кода), то мы его схематично отрисовываем примитивными элементами, а потом, на этапе проработки дизайн-макетов, конвертируем в полноценный паттерн, необходимый для вашего продукта.
Помните, что, на данном этапе, мы не тестируем удобство использования (usability) или визуальную привлекательность продукта. Поэтому то, как будут выглядеть ваши функции—совершенно неважно. Этап визуального оформления прорабатывается позже. На текущем шаге ближайшая задача—протестировать, насколько хорошо та функциональность, которую мы придумали, решает задачу лучше/проще/дешевле/быстрее, в сравнении с теми аналогами или конкурентами, которыми люди пользуются сейчас.
Джей Томас
UX-проектировщик; создает команды UX-исследований, руководит командами дизайна, внедряет в компаниях Jobs to be Done. На протяжении 10 лет разрабатывает как сложные узкопрофильные админ-панели, так и функции, которыми пользуются многомиллионные аудитории.
В прошлом руководил командой развития пользовательского опыта в Домклик, и там же—руководил дизайн-системой. Приглашенный лектор в ВШЭ и Bang Bang Education. Обучался JTBD в Harvard Business School.
Работал с ONY, QIWI, Сбером, ЦИАН, Мегафон, Shell, МТС, Adidas и другими командами.