Когнитивная нагрузка: меньше шагов—не значит лучше

Автор: Джей Томас
UX-проектировщик; создает команды UX-исследований, руководит командами дизайна, внедряет в компаниях Jobs to be Done
Есть мнение, что хороший UX обозначает как можно меньшее количество шагов для достижения цели. Но это не совсем так. Сокращение количества шагов—лишь один из способов уменьшения когнитивной нагрузки, но это не самоцель.
Основная задача дизайна цифровых продуктов—сделать взаимодействие пользователя с интерфейсом понятным, предсказуемым и ненапряженным для мозга. Если для этого нужно убрать шаги—хорошо. Но если такое упрощение приводит к неочевидным интерфейсным решениям, поиску скрытых функций или дополнительным когнитивным затратам, оно теряет смысл.
Плохой пример:
Вместо двух отдельных кнопок "Сохранить" и "Отменить" система автоматически сохраняет изменения при выходе из редактируемого поля. С одной стороны, система убирает необходимость ручного сохранения. С другой стороны, пользователь теряет контроль и боится внесения случайных изменений.
Хороший пример:
В форме авторизации, в поле номера телефона по умолчанию подставляется страна и формат (маска) на основе геолокации или ранее введенных данных, чтобы пользователь не вводил это вручную.
В итоге:
Количество шагов не имеет значения, если когнитивная нагрузка будет оставаться низкой. Основная задача дизайна—помогать пользователю меньше думать, а не просто сокращать количество взаимодействий.

Интерактивные онлайн-курсы от Джея

Джей Томас

UX-проектировщик; создает команды UX-исследований, руководит командами дизайна, внедряет в компаниях Jobs to be Done. На протяжении 10 лет разрабатывает как сложные узкопрофильные админ-панели, так и функции, которыми пользуются многомиллионные аудитории.
В прошлом руководил командой развития пользовательского опыта в Домклик, и там же—руководил дизайн-системой. Приглашенный лектор в ВШЭ и Bang Bang Education. Обучался JTBD в Harvard Business School.
Работал с ONY, QIWI, Сбером, ЦИАН, Мегафон, Shell, МТС, Adidas и другими командами.