Тёмные паттерны: где грань?

Автор: Джей Томас
UX-проектировщик; создает команды UX-исследований, руководит командами дизайна, внедряет в компаниях Jobs to be Done
Есть два типа темных паттернов.
Первые—грязные, когда пользователей буквально обманывают: текст мелким шрифтом, скрытые галочки, кнопка “Отмена” серым цветом на сером фоне, крестик закрытия поп-апа, который появляется только спустя какое-то время. Такие решения краткосрочно бустят метрики (например, снижают churn rate—показатель отказов), но оставляют у пользователей неприятное послевкусие.
Вторые—хитрые, но, довольно-таки честные. Они замедляют отказ, но не делают его невозможным.
Например, у Netflix нет скрытых кнопок, но перед отменой подписки они показывают, сколько дней еще осталось до окончания, можно ли сохранить историю просмотров и даже намекают на возможные новые релизы. То есть, они не блокируют действие “отмены”, но заставляют над ним задуматься.
Так вот, грань здесь в следующем: если после совершения действия у пользователя создается ощущение, что его “провели”—это плохой UX. Если пользователь сам осознанно остается, потому что его переубедили ценностью—здесь уже соблюдается баланс.

Интерактивные онлайн-курсы от Джея

Джей Томас

UX-проектировщик; создает команды UX-исследований, руководит командами дизайна, внедряет в компаниях Jobs to be Done. На протяжении 10 лет разрабатывает как сложные узкопрофильные админ-панели, так и функции, которыми пользуются многомиллионные аудитории.
В прошлом руководил командой развития пользовательского опыта в Домклик, и там же—руководил дизайн-системой. Приглашенный лектор в ВШЭ и Bang Bang Education. Обучался JTBD в Harvard Business School.
Работал с ONY, QIWI, Сбером, ЦИАН, Мегафон, Shell, МТС, Adidas и другими командами.