Какие типы инсайтов искать на глубинном интервью?

Автор: Джей Томас
UX-проектировщик; создает команды UX-исследований, руководит командами дизайна, внедряет в компаниях Jobs to be Done
Когда компании хотят создать или улучшить продукт, самым очевидным, но ошибочным шагом кажется просто спросить у пользователей, что им нужно. Проблема в том, что пользователи не всегда осознают свои реальные потребности и чаще всего формулируют их в рамках существующего опыта. Они могут рассказать о том, что им неудобно, но редко способны предложить революционные решения, которые кардинально изменят их процесс работы.
Поэтому исследователь должен искать не только очевидные проблемы, но и скрытые возможности, которые можно выявить только через анализ поведения пользователей. Это и есть два ключевых типа инсайтов в JTBD-интервью:
Понятные потребности (Clear Needs)
То, что пользователи сами осознают и могут выразить в интервью. Они возникают из-за явных неудобств или отсутствия привычных функций. Примеры:
Приложения для отслеживания питания: Пользователи могут жаловаться на сложный интерфейс, недостаток локальных продуктов в базе данных или отсутствие интеграции с фитнес-трекерами.
Платформы LMS (Learning Management System): Преподаватели могут выражать недовольство сложностью настройки курсов, отсутствием удобных инструментов для оценки студентов или недостаточной поддержкой мультимедийного контента.
Скрытые возможности (Hidden Opportunities)
То, о чем пользователи не говорят прямо, но что можно обнаружить через наблюдение за их действиями и выявление лишних шагов в процессе выполнения задачи.
Приложения для отслеживания питания: Исследователи могут заметить, что пользователи тратят много времени на ввод данных о продуктах. Возможность сканирования штрих-кодов продуктов через камеру смартфона может значительно упростить этот процесс.
Платформы LMS (Learning Management System): Анализ показывает, что преподаватели тратят много времени на проверку заданий. Если мы внедрим автоматизированные системы проверки или использование AI для оценки работы студентов, то это может сократить это время и повысить эффективность обучения.
Понимание этих двух типов инсайтов позволяет не просто улучшать существующие решения, а находить новые точки для инноваций, которые сделают продукт по-настоящему ценным для пользователей.

Интерактивные онлайн-курсы от Джея

Джей Томас

UX-проектировщик; создает команды UX-исследований, руководит командами дизайна, внедряет в компаниях Jobs to be Done. На протяжении 10 лет разрабатывает как сложные узкопрофильные админ-панели, так и функции, которыми пользуются многомиллионные аудитории.
В прошлом руководил командой развития пользовательского опыта в Домклик, и там же—руководил дизайн-системой. Приглашенный лектор в ВШЭ и Bang Bang Education. Обучался JTBD в Harvard Business School.
Работал с ONY, QIWI, Сбером, ЦИАН, Мегафон, Shell, МТС, Adidas и другими командами.