Как измерить интуитивность интерфейсов?

Автор: Джей Томас
UX-проектировщик; создает команды UX-исследований, руководит командами дизайна, внедряет в компаниях Jobs to be Done
Интуитивный интерфейс—это тот, который не вызывает сложностей при использовании. Но проблема в том, что интуитивность нельзя измерить напрямую. Не существует числового показателя “интуитивности”, который позволил бы абсолютным способом измерить удобство использования интерфейса. Но есть совокупность критериев, которые позволят сформировать положительное или отрицательное понимание этой переменной.

Количественные сигналы

Они объективные, и их можно измерить на количественном немодерируемом юзабилити-тестировании:
Время на выполнение задачи. Чем быстрее пользователь выполняет задачу, тем выше можно считать интуитивность интерфейса.
Количество ошибок разного уровня критичности. Чем меньше пользователь совершает ошибок (не туда кликает, не туда идет), тем понятнее интерфейс.
Повторяемость ошибок (частотность). Чем чаще проблема повторяется среди участников количественного юзабилити-тестирования, тем существеннее проблема.
Процент успешного выполнения задачи. Если большой % пользователей не справляется с задачей, то интерфейс считается неинтуитивным.
Количество действий отмены (назад, отменить и т.д.). Если пользователь часто жмет “назад” или “Отмена” при выполнении действия, это значит, что он не понимает, что происходит.

Качественные сигналы

Аналитика реального поведения пользователей, собирается посредством наблюдений на качественном юзабилити-тестировании:
Think-Aloud (Комментирование вслух). Если пользователь при тестировании говорит "я не понимаю, что делать", интерфейс можно считать неинтуитивным.
Количество ошибок разного уровня критичности. То же, что и в количественных метриках, только в разрезе 5 респондентов (чем меньше пользователь совершает ошибок (не туда кликает, не туда идет), тем понятнее интерфейс).
Повторяемость ошибок (частотность). Чем чаще проблема повторяется среди участников качественного юзабилити-тестирования (среди 5 человек), тем выше приоритет решения у этой проблемы.
Eye-tracking. Если взгляд пользователя хаотично бегает по экрану в поисках нужных элементов, это обозначает, что логика интерфейса неочевидна.
Как мы видим, измерить интуитивность можно, но ее нельзя свести к одной метрике. Важно анализировать скорость выполнения задач, возникаемые на пути ошибки, поведение и восприятие пользователей, чтобы понять, насколько интуитивность интерфейса "считывается" без инструкций или подсказок.

Интерактивные онлайн-курсы от Джея

Джей Томас

UX-проектировщик; создает команды UX-исследований, руководит командами дизайна, внедряет в компаниях Jobs to be Done. На протяжении 10 лет разрабатывает как сложные узкопрофильные админ-панели, так и функции, которыми пользуются многомиллионные аудитории.
В прошлом руководил командой развития пользовательского опыта в Домклик, и там же—руководил дизайн-системой. Приглашенный лектор в ВШЭ и Bang Bang Education. Обучался JTBD в Harvard Business School.
Работал с ONY, QIWI, Сбером, ЦИАН, Мегафон, Shell, МТС, Adidas и другими командами.